Синяжникова Ольга Юрьевна
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства»Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Программное содержание: 1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. 2. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; 3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. 4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. 5. Развивать память, внимание, мышление, речь. 6.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов. Интеграция образовательных областей: 1. Социально-коммуникативное развитие. 2. Познавательное развитие. 3. Речевое развитие. 4. Физическое развитие. Предварительная работа: 1. Экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. 2. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок. 3. Обведение шаблонов, вырезывание по контуру.
Методы и приемы: 1. Словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок). 2. Наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей). 3. Практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности. 4. Проблемный метод (постановка проблемных вопросов). 5. Игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика). 6. Аналитический метод (анализ работы детьми).
Виды детской деятельности: 1. Отгадывание загадок. 2. Слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги. 3. Проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателем по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, режется, клеится, скручивается). Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая. Индивидуальная работа: 1. Учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы. Оборудование: 1. Образцы бумаги разного вида. 2. Емкости с водой. 3. Материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?». 4. Картинки для показа во время рассказа воспитателя. 5. Материалы для опытов.
I.Ход проведения:
1. Организационный момент: Придумано кем-то просто и мудро
«Доброе утро!» - нашим гостям. Улыбки с радостью дарим мы вам. 2. Введение в тему: В: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка: Я белая как снег
В: Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда. 3. Рассказ о возникновении бумаги: Воспитатель: Слайд 2 Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой, а в древности люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки. Слайд 3 В древней Греции писали на сырых глиняных плитках и дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Их неудобно было переносить и хранить. Они были тяжелые, хрупкие и легко ломались. Слайд 4 В древнем Египте на берегах реки Нил было найдено растение – папирус. Стебли его разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубочку. На папирусе рисовали и писали тонкими палочками. Длина такой книги была 100 шагов. Слайд 5 Пергамент впервые был изготовлен в государстве Пергам в Азии. Его делали из шкур телят и овец. Иногда книга, написанная на пергаменте, стоила дороже дома, потому что на ее изготовление уходило стадо телят или овец. На что она была похожа? Книга напоминала сундук. Слайд 6 У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Слайд 7 Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае изобретатель Цай Лунь. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Клейкую массу из бамбука и воды раскатывали в плоский лист и сушили на солнце. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Слайд 8 В наше время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах из древесины практически всех пород деревьев. Небольшая история: Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу.
Физкультминутка. Улыбнись Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.) А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) Упражненье повтори Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) Мы размяться все успели, И на место снова сели. (Дети садятся.)
4. Основная часть: В: Ребята, нужно ли экономить бумагу и для чего? (Ответы детей) В: А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют) Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют. В: А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага? (Ответы детей) В: Конечно, все это - делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. II. Процесс ООД В: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки). В: Ребята, давайте поиграем в игру « Подбери словечко». Стакан из бумаги - бумажный стакан; Салфетка из бумаги - бумажная салфетка; Цветы из бумаги - бумажные цветы; (Конверт, пакет, коробка, игрушки, сумка, кукла, лента, цепь, фонарик,…)
Опыт 1. В: А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
Опыт 2. В: А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Опыт 3. В: Возьмите карандаш и скрутите на него полоску бумаги. Теперь уберите карандаш. Что получилось? (Ответы детей: Бумага скрутилась). В: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство. Опыт 4. В: Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой. Вывод: бумага горит. В: Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, скручивается, опасное свойство – бумага горит.
В: А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает». Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал). Физкультминутка «Улыбка» Нужно нам всем отдохнуть, чтоб усталость отряхнуть. (Дети встают, встряхивают руками) Ну-ка встали, потянулись. (потягиваются) Влево – вправо повернулись. (поворачиваются) И к соседу прикоснулись. (парами берутся за руки) Все друг другу улыбнулись. (улыбаются друг другу). В: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойствах. В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу) В: Вы встречались с ней раньше? В: Как вы думаете, для чего она нужна? В: Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий. В: Обследуем копировальную бумагу. В: Какие стороны у бумаги? Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”. В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги? (Ответы детей: два). В: Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Ответы детей: жирной стороной). В: Рисую лист дерева. Пальчиковая гимнастика. Дети складывают бумагу, рисуют тоже листья. Рассматривают работу. В: Сколько рисунков у вас получилось? (Ответы детей:два). В: Теперь нужно вырезать листья и приклеить на дерево. (Коллективная работа « Осеннее дерево»). В: Вот какое замечательное осеннее дерево у нас получилось.
III. Заключительная часть.
В: Интересно было в мастерской?
В: А как надо обращаться с бумагой и книгами? Я принесла вам книги с красивыми иллюстрациями, и предлагаю посмотреть их. В: Наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага? (Ответы детей) Рвётся, непрочная, промокает, пропускает воду, непрозрачная. В: Ребята, давайте вспомним еще свойства бумаги. Бумага бывает прочной и не прочной. Бумага боится воды. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками. Из бумаги можно сделать поделки. В: Как люди используют бумагу в своей жизни? (Ответы детей) На ней рисуют;обёртывают что-либо ; делают книги; раскраски;вытирают рот после еды; деньги делают из специальной бумаги . В: Еще вы узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. А уважаемый друг – Лесник будет радоваться! В: Как мы можем сберечь деревья? (Ответы детей) Не портить листы просто так, не разрисовывать и не рвать книги (даже если они ваши).
Рефлексия:
В: Ребята, что нового вы сегодня узнали? В: Какое важное дело мы запомнили с вами? В: Кому расскажите об этом дома? В: Если вам понравилось занятие, выберите снежинку белого цвета, а вдруг не понравилось и вам было грустно, возьмите серенькую снежинку. В: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. В: Я вами довольна! 19 января 2020 в 01:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.