Синяжникова Ольга Юрьевна
«Влияние семьи на формирование личности ребенка»Я.Корчак: Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей.
А. Н. Острогорский: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, — но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким».
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Ведущее значение в системе отношений ребёнка дошкольного возраста с окружающими людьми имеют отношения с взрослыми, в процессе общения с которыми происходит усвоение опыта накопленного предшествующими поколениями. Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны. Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Большинство взрослых людей – родители. Ну, конечно кто-то врач, кто-то инженер, строитель, педагог, рабочий или писатель, но все равно, человеку всегда важно состояться в роли родителя. Что такое родительство? Профессия, призвание, долг, удача, личное дело каждого человека? Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что многие плохие родители, а кому же это приятно? Специалисты всего мира сходятся на другом определении. Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться. Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь… В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт. Ребенок интуитивно ищет защиты в семье. Поэтому родители должны научиться понимать его трудности и проблемы, реализовывать на практике не оценивающее, а поддерживающее общение с ребенком. Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, значении игры в дошкольном возрасте, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие). Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах ДРО. Детско - родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско- родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами: • характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь, со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско- родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон: •мотивы воспитания и родителъства ; •степень вовлеченности родителя и ребенка в детско- родительские отношения; •удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя; •стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства; •способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка; •социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг; • степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. Интегративные показатели детско- родительских отношений: •родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством; •тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями рородительского контроля и степенью последовательности в его реализации; •образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего возраста. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. Тесное общение бабушек и дедушек со своими внуками, их доброта и справедливость, терпение и жизненный опыт делают жизнь малышей радостной и содержательной. К сожалению, современный ритм и образ жизни родителей, суета и спешка, теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок, поэтому ДОУ должны активно привлекать не только родителей, а также бабушек и дедушек к участию в различных формах жизни. Одной из таких форм общения является творческая выставка семейных работ. В совместной деятельности детей и родителей развиваются творческие способности всех членов семьи; улучшаются взаимоотношения в семье. На выставках, например, «8 марта», «наши мамы – рукодельницы» и других раскрываются семейные таланты. Совместное творчество детей, родителей и прародителей позволяет приобщить воспитанников к семейным традициям. Продолжая работу по налаживанию доверительных отношений между родителями, воспитателями и детьми, с целью поддержки положительного опыта семейного воспитания в ДОУ можно проводить конкурсы: «На природу в лес пойдем", «Умелые ручки»; дни рождения, организованные родителями, которые позволят ближе познакомиться с семейными традициями, полноценно отдохнуть; субботники, на которых родители вместе с детьми убирают прошлогоднюю листву, прореживают деревья, создают сооружения на участке для игры. Такая совместная деятельность помогает решать вопросы взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества ДОУ и семьи. Совместная деятельность положительно скажется на социально психологическом климате, ориентирующем на обмен опытом и сотрудничество. Через праздники родители больше знакомятся с деятельностью педагогов, с жизнью детей в ДОУ, могут наблюдать за их общением и развитием, включаются в общие дела. «Родительская любовь и типы семейного воспитания», «Здоровый ребенок». Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества. Во время таких занятий родители видят физическую подготовленность своего ребенка на фоне других детей и получают объективную информацию о двигательных умениях своего ребенка. Родители проявляют заинтересованность и активность, если у ребенка выявляется слабая реакция в играх – соревнованиях или неловкость при выполнении упражнений, просят конкретных рекомендаций, чтобы помочь своему ребенку в преодолении трудностей. Благодаря совместным занятиям с родителями дети намного легче будут осваивать основные движения, начинают владеть своим телом, у них снимется скованность и напряжение, улучшится координация движений. Спортивные праздники вместе всей семьей имеют огромное значение для укрепления здоровья детей и развития их физической подготовки, для воспитания чувств патриотизма. Спортивные праздники: «Здоровей-ка», "Семья - здоровый образ жизни" будут способствовать объединению и сплочению детей и родителей. У них проявится спортивный характер, радость, умение «поболеть» друг за друга. Удачное сочетание интенсивности физической нагрузки, участие детей и родителей в процессе выполнения и доступность правил игры позволят не только увеличить резервные возможности организма, но и снять психоэмоциональное напряжение. Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо: Опираться на сильные стороны ребенка. Избегать подчеркивания промахов ребенка. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. Проводить больше времени с ребенком. Проявлять эмпатии к ребенку и веру в Вашего ребенка. Принимать индивидуальность ребенка. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. Неразлучные друзья – родители и дети Учитесь быть своему ребенку другом. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними. Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям. Роль образа родителя и ребенка в детско- родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. 19 января 2020 в 01:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.