Синяжникова Ольга Юрьевна
Опыт работы на тему «Детское экспериментирование»Выступление «Воспитатель года» На свете много разных профессий. Но знаю: моей не найти интересней. В руках педагога бесценный клад: Тридцать три упрямых, горластых ребят, Тридцать три, как звезды лучистые, Которых растила я добрыми, чистыми. Мир открывала им светлый, чудесный. Нету работы моей интересней.» Здравствуйте уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Я, Синяжникова Ольга Юрьевна Воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения №195. Мой педагогический стаж - 14 лет. И я уже точно знаю, что выбрала правильную дорогу, по которой так трудно, но так интересно идти. Актуальность проблемы Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику моей работы, Учитывая: • тенденцию модернизации дошкольного образования; • недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию; Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Поставила следующие Задачи: • расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов; • развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др. ; • воспитание уверенности в собственных силах; • активизация воображения; • развитие дивергентного и системного мышления; • совершенствование речевого творчества; • формирование качеств творческой личности на понятийной основе; • воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений; • формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества; • расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира: • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.); • знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.). • формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ. Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах: • сюжетно-ролевая игра; • рассматривание; • наблюдение; • беседа; • экскурсии; • конструирование; • экспериментирование; • исследовательская деятельность; • коллекционирование; • развлечения, викторины, конкурсы. Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития. Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяет характер из действий. Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты. В рамках познавательно – исследовательской деятельности мною создан долгосрочный проект «Маленькие Знайки». Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей через эксперимент. Данный проект включает в себя: 1. перспективный план работы 2. комплекс игр– эксперименты с детьми Таким образом, созданная мною система по развитию познавательной активности дошкольников, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по применению исследовательской и экспериментальной деятельности, позволила выйти на следующие результаты: • В группе создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников; • Систематизирована работа методической работы по развитию экспериментальной деятельности; • увеличилась заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и по организации экспериментальной деятельности дошкольников. • Популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников. • Технологичность Данный опыт может использоваться педагогами детских садов для работы с дошкольниками. Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться». 19 января 2020 в 01:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.