Синяжникова Ольга Юрьевна

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование»

Выступление «Воспитатель года»

На свете много разных профессий.

Но знаю: моей не найти интересней.

В руках педагога бесценный клад:

Тридцать три упрямых, горластых ребят,

Тридцать три, как звезды лучистые,

Которых растила я добрыми, чистыми.

Мир открывала им светлый, чудесный.

Нету работы моей интересней.»

Здравствуйте уважаемое жюри, уважаемые коллеги!

Я, Синяжникова Ольга Юрьевна

Воспитатель муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения №195.

Мой педагогический стаж - 14 лет. И я уже точно знаю, что выбрала правильную дорогу, по которой так трудно, но так интересно идти.

Актуальность проблемы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику моей работы,

Учитывая:

• тенденцию модернизации дошкольного образования;

• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Поставила следующие Задачи:

• расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

• развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др. ;

• воспитание уверенности в собственных силах;

• активизация воображения;

• развитие дивергентного и системного мышления;

• совершенствование речевого творчества;

• формирование качеств творческой личности на понятийной основе;

• воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;

• формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;

• расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира:

• знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.).

• формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

• сюжетно-ролевая игра;

• рассматривание;

• наблюдение;

• беседа;

• экскурсии;

• конструирование;

• экспериментирование;

• исследовательская деятельность;

• коллекционирование;

• развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяет характер из действий.

Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родителиРебенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.

В рамках познавательно – исследовательской деятельности мною создан долгосрочный проект «Маленькие Знайки».

Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей через эксперимент.

Данный проект включает в себя:

1. перспективный план работы

2. комплекс игр– эксперименты с детьми

Таким образом, созданная мною система по развитию познавательной активности дошкольников, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по применению исследовательской и экспериментальной деятельности, позволила выйти на следующие результаты:

• В группе создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников;

• Систематизирована работа методической работы по развитию экспериментальной деятельности;

• увеличилась заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

• Популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников.

• Технологичность

Данный опыт может использоваться педагогами детских садов для работы с дошкольниками.

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

19 января 2020 в 01:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.